(Кондзелевич; ок. 1667, г. Жолква, близ Львова - между 24.05.1740 и 27.01.1748, с. Белосток, близ Луцка (?)), игум., правосл. церковный деятель Волыни, настоятель луцкого Братского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря, один из наиболее значительных иконописцев, работавших на укр. Правобережье в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в.
Основные сведения о биографии И. почерпнуты из записанных с его слов сведений в визитной ведомости 1740 г. Белостокского Свято-Михайловского муж. мон-ря (находился в с. Белосток совр. Луцкого р-на Волынской обл.). По словам И., он род. в г. Жолква (ныне Львовская обл.). Зафиксированных документально данных о роде Кондзелевичей в Жолкве и окрестностях до настоящего времени обнаружить не удалось. К 1740 г. ему было 73 года, из них 54 года он пребывал в монашестве (т. о., принял постриг ок. 1686), а в священстве - 47 лет (т. о., рукоположен ок. 1693); поскольку принятию пострига предшествовал период послушания, можно предполагать, что И. был отдан родителями Андреем и Феклой (их имена открывают перечень рода И. во всех его поминаниях) в мон-рь в отроческом возрасте, по крайней мере к сер. 80-х гг. XVII в. он определенно находился там. В роду И. были представители духовного сословия. Так, в помяннике Почаевского монастыря названы монахи Иоанн, Самуил, Иона и Лука (имена 2 последних включены в помянник Загоровского монастыря, ныне с. Нов. Загоров Локачинского р-на Волынской обл., но без дополнительных сведений); в помяннике луцкого Крестовоздвиженского Братского монастыря указано имя мон. Иосифа, отсутствующее в иных поминаниях И.
Первый документально подтвержденный факт биографии И. касается его пребывания в 1687, 1688 или 1689 г. (в записи повреждена цифра единиц) в мест. Турийск (ныне поселок Волынской обл.). Там он приобрел рукописный «Ирмологион» (ГЭ), копию с к-рого в 1687 г. сделал писарь при ц. Покрова Пресв. Богородицы в мест. Миляновичи (ныне село Турийского р-на Волынской обл.) мещанин Иоаким Глядкевич, о чем была сделана соответствующая надпись за подписью И. как «иеромонаха Белостокского монастыря». В 1722 г. И. передал рукопись луцкой Крестовоздвиженской ц. Братского мон-ря, что также засвидетельствовано его дарственной надписью, где подчеркивается приверженность храма Православию (Ясиновский Ю. Ленинградская коллекция рукописей укр. традиции // Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1984. С. 101-105).
Сведений о том, где И. учился иконописи, нет, неизвестны и ранние работы мастера. Пребывание И. с отрочества на Волыни свидетельствует о том, что индивидуальная творческая манера И. была сформирована под воздействием местной художественной культуры. Пролить свет на начало творческого пути И. может пока не изученная икона 1691 г. «Св. Иоанн Богослов, со сценами жития, и св. Кирилл Александрийский», сохранившаяся в ц. ап. Иоанна Богослова с. Семаки близ Белостока (ныне Луцкий р-н Волынской обл.). Известные в научном обороте дошедшие до нас произведения И. датируются только 1696 г., т. е. они были выполнены уже сложившимся мастером. В указанном году для ц. Рождества Пресв. Богородицы правосл. Загоровского муж. мон-ря (ныне большей частью утрачена) по заказу игум. Феодосия (Волынца) И. исполнил живопись резного киота (НМ(Л)) для местночтимой чудотворной Загоровской иконы Божией Матери: на боковых крыльях киота - ростовые образы праведных Иоакима и Анны, в нижней части киота - «Крещение Господне», в верхней части иконной рамы - «Встреча Марии и Елисаветы», а в нижней - Нерукотворный образ Спасителя. Работу мастера удостоверяет подпись: «...смиренный иеромонах Иов Кондзелевич, законник монастыря Белостоцкаго». Видимо, тогда же был исполнен и 2-й киот - для чтимой иконы свт. Николая Чудотворца, хранящийся в ц. св. Онуфрия в с. Хоров Локачинского р-на. Загоровские киоты являются древнейшими оригинальными резными киотами в укр. искусстве. Несмотря на то что живопись 2-го киота сильно поновлена, оба они дают представление о раннем периоде формирования индивидуальной манеры мастера. Упоминание в описи 1752 г. луцкой Крестовоздвиженской ц. Братского мон-ря киота (использовался как запрестольный образ, сгорел при пожаре в 1763) с такой примечательной особенностью резного декора, как виноградные гроздья, встречающейся в обоих загоровских киотах, позволяет предполагать, что речь идет еще об одном аналогичном киоте с живописью И. Между 1715 и 1730 гг. И. по заказу Луцкого униат. еп. Иосифа Выговского расписал резной киот (без живописных изображений) для чтимой миниатюрной иконы Богоматери в ц. св. Космы и Дамиана в с. Махновцы (совр. Золочевский р-н Львовской обл.).
Еще один этап творческой биографии И. связан с Крестовоздвиженским скитом в с. Манява (ныне Богородчанский р-н Ивано-Франковской обл.). В 1697 г. И. поновил здесь древний образ свт. Николая Чудотворца (Музей искусств, Бухарест; поновления И. устранены при реставрации). Сохранились его подписные и датированные иконы, исполненные в 1698 и 1705 гг. для монастырской Крестовоздвиженской соборной ц. в составе т. н. Богородчанского иконостаса (после закрытия мон-ря в 1785 австр. властями передан в Свято-Троицкую ц. мест. Богородчаны, в 1916 вывезен в Вену, впосл.- в Варшаву; в 1924 иконостас с резной деревянной основой усилиями униат. митр. Андрея Шептицкого был перевезен во Львов, ныне в НМ(Л)). Если началом работ над иконостасом считается дата, зафиксированная в надписи на поле местного образа Господа Вседержителя (« 1698 [елостокского] [онастыря]»; на фоне еще раз отдельно год « »), то дата их окончания, 1705 г., приведена дважды: в пространной авторской подписи на местной иконе «Вознесение» и в надписи на приделе, гласящей, что «за прилежным старанием пречестнаго отца Саватия в то время игуменство правяща и всей о Христе братии общим старанием сей святый иконостасный алтарь промыслами и своими прикладами закончили и поставили року Божия 1705 мая 6». Исходя из общих черт стиля и особенностей письма, за И. можно признать также авторство ряда икон, не имеющих подписи: местного образа Богородицы (парного к «Вознесению»), «Успения Богородицы», «Тайной вечери», образов архангелов Михаила и Гавриила на диаконских дверях. Типы ликов апостолов, а также их исполнение убеждают, что по крайней мере часть из них также принадлежит кисти И., в то время как складки одежд написаны в иной манере др. иконописцем.
Неизвестно, как долго И. находился в скиту и пребывал ли в нем постоянно, однако сохранились и зафиксированы и др. работы, выполненные в этот период: подписная икона И., датированная 1701 г., находилась в иконостасе (сгорел в 1916) Преображенской ц. в с. Свистельники (ныне Свитанок Рогатинского р-на Ивано-Франковской обл.); 1705 г. датированы происходящий из скита местный образ Спасителя в Успенской ц. с. Вильшаница (ныне Тысменицкий р-н Ивано-Франковской обл.) и парная к нему икона Богородицы (частное собрание, Киев).
После завершения работ для Манявского скита имя И. встречается только в 1709 г. в связи с внесением в помянник луцкого Крестовоздвиженского Братского мон-ря имен своих сродников.
К 16 июня 1710 г. относится документальное подтверждение игуменства И. в луцком Крестовоздвиженском Братском мон-ре (по уставу выборы игумена проходили на престольный праздник, т. о., И. мог быть поставлен в игумены в сент. 1709): он присутствовал на состоявшемся в Луцке собрании правосл. духовенства и дворянства Волынского воеводства, к-рое избрало игум. Угорницкого мон-ря Кирилла (Шумлянского) епископом на место перешедшего в унию и вывезенного российскими войсками на территорию России Дионисия (Жабокрицкого). Участие И. в избрании нового правосл. епископа Луцкого и Острожского свидетельствует о сохранении им верности Православию и о принадлежности к антиуниат. лагерю. Кроме того, имя И. наряду с именем еще одного выходца из Белостокского мон-ря, его настоятеля игум. Феодосия (Падальского) (несколькими годами ранее он возглавлял также Братский монастырь и Луцкое братство), значится первым в списке участников собрания, т. е. среди главных участников из духовных лиц; оба игумена могли председательствовать на съезде.
И. приезжал в Почаевский мон-рь в 1710 г. в бытность там настоятелем (1706-1712) сохранявшего верность Православию игум. Иосифа (Саевича). Там И. внес имена своих родственников в монастырский помянник, известный в списке 1755 г. (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 46. Д. 227. Л. 44 об.).
11 янв. 1712 г. на заседании Луцкого гродского суда И. защищал интересы Луцкого братства в споре с Софией Барановской-Жабокрицкой, наследницей ее двоюродной сестры Анны Гулевичевой, из-за суммы в 7 тыс. злотых на содержание имения Милостово (ныне с. Милостов Ровненского р-на Ровненской обл.), которые та записала в пользу Братского мон-ря и состоявшего при нем «шпиталя» (богадельни). И. добился судебного решения о переходе части деревни во владения братства. 10 марта следующего года он получил исполнительное письмо на введение во владение 9 подданными и частью «добр» (имений) указанной деревни (урочище Гора). Письмо было внесено в актовые книги Луцкого гродского суда 14 марта того же года. От имени братства документ скрепили подписями И., как игумен братства, и иером. Гедеон (Саватович), как управляющий имениями Луцкого братства (Акт передачи имения Милостово во владение Луцкому братству по приговору Луцкого гродского суда, вследствие неуплаты братству помещицей Барановской суммы, завещанной ее сестрой, Анною Гулевичевою, 10 марта 1713 г. // АрхЮЗР. К., 1871. Ч. 1. Т. 4. С. 361-364). В документе особо подчеркнуто, что Луцкое братство и Братский мон-рь с церковью остаются православными.
Сведения об этом периоде биографии завершает постановление собрания Луцкого братства от 15 сент. 1713 г., согласно к-рому И. оставлен на должности игумена мон-ря, при этом указано, что он не представил счет за предыдущий период игуменства.
В 1722 г. в составе артели иконописцев И. принимал участие в создании нового, т. н. Вощатинского иконостаса для соборного храма Загоровского Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря (после возвращения мон-ря в Православие в конце 30-х гг. XIX в. и начала там реставрационных работ в 40-х гг. XIX в. иконостас перенесли в Петропавловскую ц. с. Вощатин Владимир-Волынского у. Волынской губ., ныне в НМ(Л)). Работы велись на пожертвование покровителей мон-ря - семей Чацких и Загоровских, гербы к-рых украшают икону преподобных Антония и Феодосия Печерских. Дату создания иконостаса подтверждает внесение в 1722 г. в монастырский помянник рода жолковского резчика Ивана Карповича, автора резного обрамления икон. Этим же годом была датирована написанная И. копия (не сохр.) чудотворной Загоровской иконы Божией Матери. К сохранившимся иконам иконостаса И. несомненно относятся храмовая икона «Рождество Богородицы», парная к ней икона «Введение Богородицы во храм» и Нерукотворный образ Спасителя.
Кроме И. в Загоровском мон-ре в 1722-1724 гг. работал некий «маляр» Иаков, упоминаемый в монастырских метрических книгах (Метрическая книга Загоровского мон-ря // ХНБ. № 819506).
После работ в Загоровском мон-ре имя И. появляется вновь только в 1737 г. в авторской подписи на исполненном на холсте (единственный известный случай в наследии мастера) «Распятии» (НМ(Л), происходит из Преображенской ц. упраздненного Черчицкого мон-ря в бывш. с. Черчицы Луцкого повета, ныне в черте г. Луцка), где И., как и прежде, именует себя иеромонахом Белостокского мон-ря: «Сей образ написася в святей обители Белостоцкой рукой смиреннаго иеромонаха Иова...» Несмотря на преклонный возраст, И. сохранял творческую активность. Во время составления представителем священноначалия василианского ордена (т. н. визитатором) инвентарного описания Белостокского мон-ря с ведомостями про клир (т. н. визитами) в 1740 г. И., как отмечалось в визитационном описании, просил определить к нему ученика для обучения живописи. Долгая творческая жизнь И. предполагает, что он и прежде имел учеников. Возможно, у него обучался мон. Анания (Мазыкевич), принявший постриг ок. 1699 г. в Белостокском мон-ре и впосл. (с 1721) живший в Мильчанском Рождество-Богородицком муж. мон-ре в с. Мильча (ныне Дубновского р-на Ровненской обл.). Кроме того, в документе от 23 ноября 1739 г. среди иноков Почаевского Успенского мон-ря упоминается иконописец мон. Митрофан (Созанский), к-рый также мог быть учеником И.
Смерть И. следует датировать до 27 января 1748 г., когда в описании церкви Спасского мон-ря в г. Дубно (ныне Ровненской обл.) отмечены уцелевшие по сей день на своем первоначальном месте в приходском ныне храме св. Георгия на предместье Сурмичи (приписанном в то время к Дубенскому Спасскому мон-рю) образы Спаса и Богородицы «покойного Иова руки». Сама запись с указанием на умершего мастера - исключительное явление в истории укр. искусства. Она не только свидетельствует о контактах И. с Дубенским Спасским мон-рем, но и подчеркивает его известность в монастырской среде Волыни. Можно предположить, что замечание о кончине иконописца сделано незадолго до составления описания.
В лит-ре с момента повторного открытия произведений И. в нач. 60-х гг. XX в. и до недавнего времени он рассматривался как единственный художник Луцкого региона Волыни и ему приписывался достаточно разнородный по составу фонд памятников, являющихся наследием нескольких мастеров, работавших в Луцке и его окрестностях в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в.
В честь И. в Волынской обл. в 1996 г. учреждена областная премия в сфере искусства.